История BMW DTM

раздел: История БМВ

История BMW DTM

По регламенту 2019 года машины гоночной серии DTM должны были сменить атмосферные v8 4.0 литровые двигатели на двухлитровые рядные турбомоторы. Одними из первых новинку представили в БМВ, по неофициальным данным, с двух литров получено более 600 л.с. Для компании BMW подобные технологии не новшество, ведь двигатели BMW Turbo Power успешно применялись в автогонках ещё 50 лет назад. А основные спортивные корни концерна уходят в далекие 30е годы прошлого века.

спорт двигатели БМВ

Первые шаги в автоспорте: BMW M328 — шестицилиндровый рядный двигатель который был в производстве с 1936 по 1940 годы. Это первый мотор который был создан для автоспорта и применялся в автомобилях BMW 328. Машины с этими двигателями выиграли множество престижных гонок, таких как Mille Migla и 24 часа Ле-Мана.

BMW M328

Алюминиевая головка блока цилиндров с клапанами, симметрично наклоненными под углом 80°, была оснащена системой толкателей. Приводимые в движение распредвалом, расположенном в блоке двигателя, толкатель сначала приводил в движение один клапан, а затем второй толкатель проходивший между частями ГБЦ, что приводило в движение другой клапан. Такая система была несовершенна, но на то время двигатели имели невысокие обороты и были довольно надежны.

ГБЦ BMW M328

После войны заводу было запрещено производить двигатели и новые автомобили. Чтобы сохранить спортивное подразделение несколько инженеров БМВ организовали фирму Veritas. По сути это были всё те же гоночные 328 с измененным кузовом и новым названием.

Veritas Bmw dtm

Для разработки двигателя серийного автомобиля "Нового класса" был приглашен немецкий барон Александер фон Фалькенхаузен (нем. Alexander von Falkenhausen), который в 1930-е годы был одним из ключевых инженеров при разработке 328-й. В пятидесятые он занимался тюнингом довоенных моделей BMW и участвовал в роли пилота Формулы 1 на автомобиле AFM собственного производства. Не удивительно что барон сразу заложил в вышедшей в 1962 году двигатель BMW M10 спортивный потенциал.

Alexander von Falkenhausen

Так в 1966 году появился новый спортивный двигатель BMW - M10 Apfelbeck. Четыре цилиндра с восемью впускными трубами и восемью выхлопными трубами – по четыре с каждой стороны двигателя. Выпускные и впускные клапаны расположены крест-накрест. Это была очень необычная компоновка ГБЦ, что вторит еретической компоновке двигателя M328. Таким образом удалось практически удвоить входные и выхлопные потоки.

BMW - M10 Apfelbeck

Инженеры добились отдачи в 300 л.с. с двух литров объема без использования наддува (рекорд был поставлен при заезде на нитрометане). Этот двигатель доминировал в Формуле 2 не один сезон подряд.

BMW M10 Формула 2

В 1970 году была создана модификация двигателя M12. Полтора литровый блок двигателя от обычного серийного автомобиля (говорят их часто брали не новыми, а снимали с автомобилей с пробегом) и максимальным наддувом в 5,5 бар (80psi) выдавал немыслимые 1500 л.с.

двигатель BMW M12

В 1981 году двигатель снова модифицировали до модели М13 - так началась турбо эра БМВ в Королевских гонках формулы 1. Он устанавливался в F1 автомобили Brabham, Arrows, Benetton и выиграл чемпионат мира в 1983 году. Это самый мощный в истории двигатель Формулы 1 которому до сих пор принадлежит абсолютный рекорд скорости круге - более 350км/час. Эти рекорды подарили чугунные блоки М10, отлитые в 60-х годах.

двигатель BMW M13

Превосходство турбомоторов заставило организаторов гонок сменить регламент и сначала снизить максимальный наддув, а затем и вовсе запретить использование турбин.

 БМВ Формула 1
* Нельсон Пике обьясняет Полю Роше свои пожелания по настройке подвески болида в пилетоне, находящимся посреди улиц Монте-Карло.

И вот наконец-то этому опыту есть применение. Новый прототип 2019 года BMW M4 Turbo DTM c мотором BMW Power Turbo 2.0 испытывали заводские пилоты BMW Бруно Шпенглер и Марко Виттманн. По их оценке, машины DTM сезона 2019 будут быстрее нынешних, несмотря на меньший объем двигателя. Виттманн успокоил поклонников серии DTM, заявив, что звук у двухлитровых агрегатов такой же громкий и насыщенный, как был с «атмосферным» V8. Испытателям понравилось поведение автомобиля и солидный крутящий момент. На кузове автомобиля нанесена надпись "50 лет BMW Turbo Power" и зеркальная надпись TURBO, как на первом серийном турбо автомобиле в мире - BMW 2002Tii.

BMW M4 TURBO DTM

Другие статьи раздела История БМВ